Анализ программ инновационного развития, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, инвестиционных проектов, с учетом применения НДТ
    

Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

от 22 ноября 2013 г. № 4

 

  

        п.3: Минэнерго, Минэкономразвития, Минпромторгу проанализировать действующие нормативные правовые акты РФ на предмет сложившейся практики применения механизмов, стимулирующих использование инновационных и энергетически эффективных технологий, объектов и материалов, и представить в Правительство РФ предложения по совершенствованию, в том числе по формированию системы отраслевых и межотраслевых справочников наилучших доступных технологий

 

Срок – 12 марта 2014 г, а также:

 

         В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г.  N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" разработано свыше 50 нормативно правовых актов и программ, в том числе:

      Федеральный закон Российской Федерации  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ);

       Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» (утверждёна распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №512–р).

       Законопроект № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» (находится на рассмотрении во втором чтении в Государственной Думе РФ).

         Реализация  указанного Законопроекта предусматривает следующие меры поэтапного перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ):

       в 2014-2016 годах осуществить разработку пакета нормативно правовых актов и информационно-технических документов по НДТ и дифференциацию (категорирование) предприятий по степени воздействия на окружающую среду. За этот период хозяйствующие субъекты должны разработать и утвердить «Программы повышения экологической эффективности» и «Планы мероприятий по охране окружающей среды», соответственно для объектов со значительным и умеренным (незначительным) уровнем негативного воздействия на окружающую среду.

        с 2017 года ввести требование об обязательности проектирования новых объектов с учетом НДТ. Будет осуществлен переход на выдачу комплексных разрешений и декларирование негативного воздействия на окружающую среду.

        с 2018 года планируется существенно увеличить коэффициенты платы за выбросы (сбросы) вредных (загрязняющих) веществ в пределах временно разрешенных и за выбросы (сбросы), осуществляемые с их превышением.

        с 2020 года предусматривается запретить ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи показатели не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые получили разрешение на строительство до внесения соответствующих изменений в законодательство.

        с 2021 года перечисленные  ограничения будут касаться не только вновь вводимых, но и действующих предприятий.

         

        В перечень объектов, на которые будет распространяться действие Законопроекта, входят объекты, на которых эксплуатируется оборудование для сжигания топлива с номинальной проектной мощностью 50 МВт и более, т.е. практически все объекты тепловой генерации отрасли.

         Особо следует отметить, что основные положения Законопроекта соответствуют системе экологического нормирования, введенной в Европейском союзе Директивой Совета ЕС №96/61/EC от 24.09.1996 «О комплексном контроле и предотвращении загрязнений (ККПЗ)».