Нефинансовая отчетность, НФО, КСО Углеродная отчетность Расчет углеродного следа

 

         Информационная открытость компаний отражает как общее состояние деловой среды, так и уровень развития систем корпоративного управления. Изменения делового и общественного климата в России, растущие ожидания различных заинтересованных сторон, оказывающих влияние на бизнес, а также выход российских компаний на IPO способствуют росту качества процессов управления, повышению прозрачности деятельности компаний, развитию процедур и инструментов, которые обеспечивают эти процессы. В числе таких инструментов, получающих все большее применение в корпоративной практике в мире и в России, свое место сегодня уже прочно занимает нефинансовая отчетность (публичная нефинансовая отчетность - далее ПНО, отчеты о корпоративной социальной ответственности (КСО), отчеты об устойчивом развитии, социальные отчеты, отчеты о корпоративном гражданстве, интегрированные отчеты и пр.).

         Причины, побуждающие различные организации включиться в процесс добровольной публичной отчетности, могут быть разными. При этом важно отметить, что в среде российских предпринимателей формируются тенденции, характерные для мирового делового сообщества, которое постепенно приходит к пониманию того, что нефинансовый отчёт, включая весь процесс его подготовки и распространения, – важный элемент системы управления, повышения информационной открытости, инструмент диалога с заинтересованными сторонами.

Цели, задачи и формы публичной нефинансовой отчетности 


        Целями ПНО являются предоставление организациями значимой, своевременной, точной, сопоставимой, надежной и объективной информации об их деятельности по основным темам социальной отчетности (далее СО) своим заинтересованным сторонам (далее ЗС) и удовлетворение информационных потребностей этих ЗС.

        В целом выпуск ПНО решает следующие задачи организации:

  • повышение открытости, прозрачности и подотчетности организации перед ЗС;
  • развитие отношений с ЗС;
  • повышение инвестиционной привлекательности;
  • повышение эффективности управления экологической и социальной деятельностью;
  • развитие практик корпоративного управления и деловой этики;
  • совершенствование системы управления рисками;
  • соблюдение законодательных требований.

        Организации конкретизируют задачи выпуска ПНО в начале каждого отчетного периода на основе анализа внешней и внутренней среды организации, ее видения и стратегических целей, формы собственности, отраслевой специфики и текущих потребностей ЗС. В результате такого анализа формируется перечень областей и аспектов деятельности, которым организации необходимо уделить особое внимание при подготовке ПНО. 
       Организации составляют ПНО на базе данных нефинансового учета и выпускают ее на регулярной основе. При этом обеспечивается доступ ЗС, в том числе, общественности, к материалам опубликованной ПНО, в частности, путем размещения отчета на Интернет-сайте организации и/или отраслевого объединения.
      Для подготовки ПНО организации могут использовать различные формы ПНО: нефинансовые отчеты , годовые отчеты, интегрированные отчеты.
       При подготовке нефинансовых отчетов организациям рекомендуется использовать Руководство GRI, его принципы и рекомендации, в том числе рекомендации по раскрытию информации (сведений и показателей), а также отраслевые приложения Руководства GRI. Содержательная структура нефинансового отчета определяется в соответствии с целями ПНО и информационными потребностями ЗС. Организации могут самостоятельно выбирать формат и логику построения нефинансового отчета, если это не оказывает влияния на восприятие информации ЗС и раскрытие существенных вопросов.
      При подготовке годового отчета, содержащего информацию о подходах и результатах деятельности организации по основным темам СО, организациям рекомендуется использовать Руководство GRI, включая содержащиеся в нем принципы и рекомендации, в том числе рекомендации по раскрытию информации (сведений и показателей), а также отраслевые приложения Руководства GRI. При определении структуры годового отчета организации следует принимать во внимание требования законодательства по раскрытию информации, организационно-правовую форму, цели организации, присутствие на рынке ценных бумаг, внутренние регламенты подготовки отчетности (в том числе показатели эффективности) и информационные потребности ЗС.
      Подготовка интегрированных отчетов является последним трендом в сфере публичной корпоративной отчетности. Разработкой методологии интегрированной отчетности занимается Международный совет по интегрированной отчетности (МСИО) , который планирует выпустить основной методологический документ – Стандарт интегрированной отчетности – в конце 2013 года. После накопления практики интегрированной отчетности российские организации могут рассмотреть данную форму ПНО как наиболее перспективную с точки зрения сближения и увязки финансовой и нефинансовой отчетности, а также экономии затрат на подготовку отчетности в долгосрочном периоде.