Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) Мониторинг ОВОС Консультационные услуги
    
    
    

План-проспект разработки

Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

 

        В Российской Федерации ОВОС на стадии ТЭО и более ранних стадиях проектирования разрабатывается в соответствии с требованиями «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного Госкомэкологии России приказом от 16 мая 2000 г. № 372 или в соответствии со стандартами предприятий, которые не противоречат общероссийским требованиям. Проект такого стандарта был разработан в ОАО РАО "ЕЭС России", но не был введен в действие.

        В том случае, если в проекте в качестве инвестора выступают зарубежные компании, они часто выставляют условие разработать в составе предпроектной и проектной документации «природоохранную оценку» (этот термин мы далее будем применять в  привычной в РФ аббревиатуре - ОВОС) по международным стандартам. Причем этот раздел проектной документации часто является определяющим, а не вспомогательным (как это бывает в РФ). Чаще всего в качестве такого стандарта принимают “Руководство по природоохранной оценке” (Operational PoliciesEnvironmental Assessment” ОР 4.01, January 1999) Всемирного Банка. Оба документа (российский и Всемирного Банка) имеют схожие требования, но и некоторые различия. Наша практика свидетельствует о том, что оба документа могут быть успешно совмещены в единый ОВОС. Такой подход интеграции в Природоохранную оценку национальных требований рекомендован самим Руководством ОР 4.01. При этом приоритет отдается российскому Положению.

        Не останавливаясь здесь на особенностях требований обоих документов и описании того, каким образом совмещены российский ОВОС и Природоохранная оценка Всемирного Банка, излагаем структуру ОВОС на стадии ТЭО:

 

Общая часть:

 

  • Резюме (краткие выводы).
  • Методология проведения работы.
  • Требования к ОВОС Всемирного Банка и Российской Федерации.
  • Политика, законодательство и административные структуры в РФ.

Собственно ОВОС на стадии ТЭО:

  • Общие сведения об организации проекта.
  • Описание проекта /Пояснительная записка по обосновывающей документации.
  • Цель реализации проекта и задачи проекта.
  • Данные базового и альтернативного сценариев (намечаемые показатели; варианты и обоснование выбора основного и природоохранного оборудования).
  • Площадка для  ТЭС.
  • Описание альтернативных вариантов достижения цели проекта. Различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы, включая нулевой вариант.
  • Описание возможных видов воздействия на окружающую среду базового и альтернативных вариантов.
  • Описание состояния окружающей среды  в районах базового и  альтернативных вариантов размещения объектов.
  • Предварительная оценка воздействия базового и альтернативных вариантов на окружающую среду, в т.ч. оценка достоверности прогнозируемых последствий. Категория объектов по ОР 4.01.
  • Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия по проектной деятельности.
  • Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий по проектной деятельности.
  • План управления экологической частью проекта. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.
  • Обоснование выбора варианта проектной деятельности из всех альтернатив (комплексное сравнение).
  • План общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по ОВОС.
  • Вывод о возможности реализации проекта.
  • Резюме нетехнического характера.
  • Приложения (перечень разработчиков физических лиц и компаний; использованные источники; запись переговоров при консультациях и переговорах; таблицы; перечень других отчетов, связанных с проектом, результаты специализированных изысканий).

 

Наиболее важная содержательная часть основных разделов приводится

ниже:

Данные о ТЭС:

  • технико-экономические показатели ПГУ-ТЭС, входящих в проект, основное оборудование, технологическая схема,
  • ситуационный план ТЭС с указанием промышленных, селитебных территорий, сельхозугодий, зон отдыха, особо охраняемых природных территорий, зон ограниченного использования; характеристика климатических и физико-географических условий; характеристика геологических и гидрогеологических условий района строительства ТЭС; характеристика источника технического водоснабжения и приемника сточных вод; характеристика почв; характеристика ландшафта; санитарно-гигиеническая характеристика района; объем гидрогеологических изысканий.

Описание альтернативных вариантов достижения цели проекта: различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы, включая нулевой вариант (отказ от строительства).

Описание возможных видов воздействия  базового и альтернативных вариантов на атмосферный воздух, водоемы, подземные горизонты, ландшафт (отходы); вредные физические воздействия (вибрация, радиоактивность, электромагнитное излучение, термальное воздействие на водоемы); трансграничные переносы загрязнителей; воздействие на климатическую систему выбросами парниковых газов; влияние на ихтиофауну и др.; возможные социальные последствия.

 

 

Состояние окружающей среды:

  • загрязнение атмосферы, в т.ч. веществами, содержащимися в выбросах в атмосферу из дымовых труб ТЭС; фоновые концентрации приводятся по данным органов Росгидромета;
  • характеристика источника водоснабжения; природоохранная категория водоема;
  • перечень разрешительных документов согласования источников водоснабжения и количества воды технического, и питьевого качества для проектируемой ТЭС;
  • сведения о качестве воды поверхностного (подземного) источника.
  • сведения о водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях, памятниках археологии, истории, культуры, лечебно-профилактических учреждениях и т.п. в зоне влияния ТЭС (если таковые есть).
  • сведения о размещении и утилизации отходов в регионе.
  • характеристика почв на участке строительства ТЭС.
  • гидрогеологические условия на основе изысканий;

           Факторы (виды) воздействия ТЭС в результате планируемого воздействия:

  • перечень источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от проектируемой ТЭС, их параметры; выбросы загрязняющих веществ на перспективу с учетом воздухоохранных мероприятий; результаты расчета рассеивания выбросов и их анализ; определение размеров зоны влияния ТЭС, территории с превышением ПДК, областей максимальных приземных концентраций; вклад ТЭС в фоновые концентрации; предложения по установлению предельно допустимых выбросов (ПДВ) формируются в соответствии с «Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ТЭС и котельных», СПО ОРГРЭС, М., 1998); методы и средства контроля выбросов в соответствии  с РД 34.02.306-96 "Правила организации контроля за выбросами на тепловых электростанциях и в котельных"; описание методов и средств контроля концентрации веществ в дымовых газах, валовых выбросов; регулирование выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) в соответствии с «Положением о регулировании выбросов в атмосферу при НМУ для ТЭС и котельных» (М., СПО ОГРЭС,1998);
  • сведения о воздействии на водоемы и ихтиофауну в связи с возможным забором воды, водоотводом очищенных стоков и др.;
  • сведения об использовании под ТЭС земельных ресурсов и объемах рекультивации нарушенных земель;
  •  сведения о воздействии вредных физических воздействий (вибрации, электромагнитного излучения, шума);
  • сведения об изменениях гидрогеологической обстановки в связи со строительством ТЭС (на основании  изысканий).

Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного

воздействия по проектной деятельности, в т.ч.:

  • предельные содержания загрязняющих веществ в выбросах ТЭС,
  • меры, принятые в конструкции ГТУ для достижения норм ПДВ;
  • гарантии заводов-изготовителей;
  • системы контроля за выбросами, АСУТП;
  • анализ и выбор различных способов рационального водопотребления;
  • методы очистки и утилизации сточных вод;
  • баланс водопотребления и водоотведения; индивидуальные нормы;
  • разработка нормативов ПДС;
  • мероприятия по предотвращению аварийных сбросов сточных вод; по защите площадки ТЭС и прилегающей территории от обводнения и подтопления;
  • характеристика ТЭС как источника образования отходов;
  • характеристика отходов (состав и класс опасности); условия сбора и размещения; количество образования отходов;
  • определение предельного количества отходов, размещаемых на территории предприятия; разработка проекта лимита размещения отходов;
  • технические решения по утилизации и использованию отходов;
  • акустический анализ и расчет; выбор дополнительных шумоглушащих и шумопоглощающих средств, архитектурно-планировочных и строительно-акустических средств защиты от шума.
  • рыбозащита: ихтиологическая характеристика водоема и выбор надлежащей конструкции рыбозаградителя (возможно, на основе ихтиологических изысканий);
  • меры по компенсации нарушенного плодородного слоя почвы; возможность и объем снятия плодородного слоя почвы, его складирование и дальнейшее использование. Мероприятия по озеленению.
  • определение границ СЗЗ проектируемой ТЭС (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»); проект озеленения и обустройства СЗЗ согласно «Руководству по проектированию СЗЗ промышленных предприятий», (ЦНИИП Градостроительства, 1984 г.).

- Программы мониторинга и послепроектного анализа.

- Обоснование выбора варианта проектной деятельности из альтернатив.

- Общественные обсуждения, проводимые при проведении исследований и

  подготовке материалов по ОВОС:

- Вывод разработчика о возможности реализации проекта.

- Резюме нетехнического характера для общественности.

 

ОВОС выполняется по исходным данным заказчика. Разработчик ОВОС участвует во всех согласованиях ТЭО по вопросам охраны окружающей среды и в согласовании собственно ОВОС, а также организует необходимые экологические изыскания (если таковые потребуются), общественные слушания по проекту в рамках экологической экспертизы, самостоятельно взаимодействует с органами государственного контроля в области охраны окружающей среды и получает от них необходимые сведения.